Свободная росписьБатиком называют роспись по ткани ручной работы, при которой используют различные резервирующие составы. Расписывают в технике батик различные, преимущественно натуральные, ткани: шелк, шерсть, хлопок. Родина батика (в переводе батик – «капля воска»), по некоторым источникам, – Индонезия. В Европе батик прижился с начала 20 века, а в России получил свое широкое распространение со второй половины 20 века.

Сама работа в технике батик заключается в том, что резиновый клей, либо парафин, либо резервирующий состав на основе воды или бензина (все зависит от техники батика и выбранных красок и ткани) наносятся на ткань, и не позволяют краскам впитаться , то есть, так сказать, резервируются некоторые участки ткани от окраски.

Свободная росписьЕсть несколько видов батика (холодный, горячий, узелковый, свободная роспись), все они отличаются друг от друга методами резервирования.

Нужно отметить, что именно техника свободной росписи достигла наибольшего распространения. Это связано с тем, что в этой технике видна индивидуальность, неповторимость произведений каждого художника, а это в большей мере характерно для ручного труда. Свободная роспись по натуральным (иногда синтетическим) тканям практически всегда выполняется профессиональными анилиновыми красителями (иногда применяются с разными загустителями) и масляными красками с использованием растворителей. Также особенностью свободной росписи является то, что ее выполняют без употребления резервирующих составов (но, надо заметить, что, если возникает необходимость, то в начале или в конце работы все-таки выполняют обработку резервной смесью).

Свободная росписьРоспись ткани с использованием солевого раствора, наряду с некоторыми другими (роспись ткани с загусткой из резерва, роспись красками для печати, роспись по апперитированным тканям, роспись масляными красками) – один из подвидов свободной росписи. Интересно, что все эти варианты свободной росписи (кроме росписи масляными красками) обязательно требуют предварительной запарки.

Итак, при росписи ткани с применением солевого раствора вначале ткань, на которую будут накладывать рисунок, следует пропитать раствором соли, а после того, как ткань высохнет, ее расписывают красками, используемыми для горячего и холодного батика. Но возможно также ввести солевой раствор в краску и затем расписывать ткань (однако, это касается красок только класса базовых, основных красителей). Дело в том, что соль прекрасно ограничивает вероятность растекания красок, что позволяет выполнять рисунок более непринужденно, свободно. Очень часто эту технику росписи совмещают с росписью холодным батиком.

Свободная росписьНужно взять себе на вооружение, что для различных видов ткани используют солевой раствор различной концентрации. К примеру, чтобы пропитать шелк или капрон необходим 25-30%-й раствор, а вот, чтобы пропитать хлопчатобумажную ткань или вискозную, раствор нужно сделать более концентрированным. Выполняют рисунок кисточками либо ватными тампонами, при этом контролируют насыщенность красок. Более насыщенные цвета красок создают акварельный эффект, а менее насыщенные – эффект графического рисунка.

Следует заметить, что свободная роспись ткани является наиболее быстрым способом создания замечательной, живописной, интересной работы. Но, одновременно с этим, данную технику можно назвать и наиболее сложной, потому как художник должен абсолютно свободно владеть кистью, красками, уметь обращаться с тканью, а также быть способным создавать рисунок без наброска карандашом и соблюдать законы цветоведения.

Именно обучившись технике свободной росписи, вы сможете в своих работах проявить свою индивидуальность, творческий подход, свою фантазию и свое мастерство.